spectator (tatiana_ch) wrote in baby_secret_net,
spectator
tatiana_ch
baby_secret_net

Category:

Ребенок умеет считать?

[info]janemouse пишет здесь - http://janemouse.livejournal.com/752609.html,
а также здесь - http://janemouse.ru/?page_id=257

Что значит "ребёнок умеет считать"?

Если он может уверенно назвать числа по порядку от 1 до 100 - это счёт?
В какой-то мере, конечно, да.
Но зачастую этот навык относится скорее к области памяти и языкового развития, а не к математике.
Все дети, осваивая новый навык, в том числе и такой навык, как счёт, проходят несколько ступеней. Сперва они просто понимают, что слова "один, два, семь, сто" могут прозвучать в ответ на вопрос "Сколько?"
Потом - запоминают последовательность слов, которые мы называем числами. 
Однако умение произнести скороговорку "раз-два-три-...семнадцать, восемнадцать" - это ещё не счёт!
Мне доводилось встречать детей 9-10 лет, у которых понятие числа так и не сформировалось.

В садах, где я работала, некоторые воспитатели меня пытались убедить, что я предлагаю детям слишком простые игры.
-Мы с ними это в 2-3 года делали!
Да, начали они этому учиться в 2-3 года, и дети действительно хорошо умеют находить знакомую карточку с 3 утками, и узнают в лицо написанную на доске цифру 3.

Карточка с 4 машинками им тоже знакома, они давно выучили, что машинок там 4.
Однако если дать им новые карточки, незнакомые, то детям будет уже не так легко.

У меня есть набор карточек с точками от 1 до 5, причём точки эти расположены на карточках хаотично, и 4 точки могут стоять не только в линейку или квадратом, но и буквой Т или буквой Г.

И вот я говорю детям: "Смотрите, у меня есть ящики с яблоками. Точки у нас сегодня будут яблоки, договорились? В этот магазин с вывеской "4" надо отвезти все ящики, в которых ровно 4 яблока. А сюда - где 3 яблока. А вон туда - где 5 яблок. Поехали!"
Задача понятна, дети быстро включаются в работу.
Кто-то выискивает только пятёрки, кому-то проще носить ящики по 3 яблока - это дети решают сами. Карточек у меня полно!
Наконец все яблоки приехали по местам. Я благодарю детей, и предлагаю им привезти теперь яблоки в магазины "6", "7" и "8". Дети идут пересчитывать точки - и вскоре сообщают, что таких ящиков нет.
-Ой, точно! Тогда в эти магазины можно привозить по 2 ящика вместе, чтоб в двух вместе было 8!

Что делает в такой ситуации взрослый? Он вспоминает, как можно составить 8, скажем, из 3 и 5 или 4 и 4, потом идёт и берёт нужные карточки.

Что делают дети? Они берут карточку с 5 точками из магазина с надписью "5", и ЗАНОВО пересчитывают точки на ней. Потом, шевеля пальцами, морща лоб, шевеля губами они вычисляют, что им нужно взять 3. Находят - и тоже пересчитывают заново. Потом, чтоб убедиться, пересчитывают все точки вместе. Они не пользуются тем знанием, что на первой карточке 5 точек - они каждый раз начинают с 1.

А вот другая игра: нам с тобой вдвоём надо поставить на стол 5 пальцев. Я поставила 3 - сколько надо добавить тебе?
И вот дети, которые так бойко складывали карточки с машинками, и громко отвечали "стишок" про "два плюс три будет пять", эти самые дети снова начинают что-то шептать и морщить лоб! Им сложно!
Ага, ты легко справляешься - тогда давай усложним задачу. Нам надо вместе набрать на пальцах 10! Я показываю 5, и ты 5. Я показываю 9, а ты? Я показываю 3 на одной руке и 1 на другой руке. Сколько тебе надо добавить?

Если у человека сформировано понятие числа, то ему числа ускоряют работу и облегчают жизнь. 
А если он просто знает, что 3 палочки нужно отнести к цифре 3, это уже счёт, но ещё не в полной мере. Зачастую при реальных операциях с предметами ребёнку нужно пересчитывать, начиная с одного каждый раз, и знание цифр ему не помогает.
Он знает, что на руке 5 пальцев. А когда мы показываем 5 пальцев и ещё один - начинает считать не с 5, а с 1 - вам такое доводилось видеть?

Значит, понятие числа ещё не до конца сформировано.
Это процесс длительный, а не мгновенный!
Количество можно щупать, можно выстукивать ритм, можно сравнивать предметы по весу - это тоже математика!


Игры, активизирующие счёт


Мамы любят рассказывать, что их дети прекрасно считают. Чаще всего речь идёт о том, что ребёнок может произнести без запинки «Один-два-три-четыре-пять-….-пятнадцать-шестнадцать», и не сбивается. Навык этот полезный, но скорее относится к области памяти и освоения речи, а не к математике. Если те же дети начинают пересчитывать предметы, то с первыми 5-6 проблем обычно не возникает, но потом дети отодвигают один предмет, а произносят скороговоркой «семь-восемь-девять», или, наоборот, пока произносят «одиннадцать» – успевают переложить несколько предметов.

Легко считать по порядку, хлопая ладошками по коленкам, если руки лежат на своих коленках. А легко ли запустить «волну счёта», если руки перекрестить, и свои ладони положить на коленки соседям?

Когда ребенок ещё только осваивает счёт, ему сложно бывает начинать не с единицы. Если считать по порядку, то он знает, что число семь идёт после числа 6. А если спросить отдельно:

«Какое число на один больше, чем шесть?» – то этот вопрос уже у некоторых детей вызывает задумчивость.

«А какое число на один меньше, чем семь?» – и дети, которые только что бодро считали по порядку до 20, тоже отвечают не сразу.

«Было пять птичек, потом ещё прилетело несколько, и стало семь. Как узнать, сколько прилетело?»

«Сколько палочек понадобится, чтоб сложить квадрат и треугольник?»

«Можешь показать на пальцах число, которое на 1 больше, чем у меня?»

«Было несколько бананов. Половину съели, осталось три. Сколько было?»

Очень полезно считать по порядку не только вверх, но и вниз. Считайте ступеньки, столбы, машины, прыгайте через ступеньку – и считайте через два!

-Давай спускаться с 20 этажа. Какой этаж под двадцатым? А под девятнадцатым? А можешь считать от двадцати вниз, но не подряд, а через ступеньку?

Маленькие дети долгое время весь мир изучают на вкус и на ощупь. Пользуйтесь этим!

-Закрой глаза и открой рот! Что я тебе дала? Изюм, правильно. А сколько?

Пересчитывайте руки и ноги, пальцы и глаза, уши и пятки! А теперь предложите ребёнку нарисовать мелом на полу себе домик, или возьмите для этого обруч, или небольшой гимнастический коврик.

-Пусть в домике будут 2 ноги! А теперь – одна нога! А как сделать 4 ноги? Правильно, надо кого-то позвать! А теперь давай сделаем 3 ноги! Сможешь придумать, как?

-А давай будем касаться пола в 3 точках, например, нога, рука, рука! А по-другому можно? А теперь покажи мне, как ты сделаешь пять касаний! А шесть – сможешь?

Многим родителям кажется, что все приведённые игры подходят для детей 3-4 лет, но на самом деле понятие числа формируется долго. Часто можно наблюдать картину, как дети в знакомой обстановке и с привычной постановкой вопроса справляются, но вопрос на ту же тему, заданный в другой форме, уже вызывает большие сложности. Именно поэтому подобные игры полезно время от времени повторять и в 5 лет,  и даже в семь!

Если б дети эти игры переросли, они б не играли во всё это с такой охотой!

Tags: 2-3г, 3-4, 4-6, Игры и игрушки, Развитие, Школа
Subscribe

promo baby_secret_net july 14, 2012 10:39 17
Buy for 300 tokens
Каталог постов в сообществе Если у вас есть пожелания - пишите комментарии :) ВОСПИТАНИЕ Истерики Если дело дошло до истерик, Что можно сделать с истерикой, Помощь при истерике, И снова о детских истериках, Про истерики и отвержение мамы, Как разговаривать с маленьким ребенком:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments