spectator (tatiana_ch) wrote in baby_secret_net,
spectator
tatiana_ch
baby_secret_net

Category:

“Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии”

Оригинал здесь - http://am-am.info/recenziya-plyus-vo-chto-igrayut-nashi-deti-igry-i-igrushki-v-zerkale-psixologii/


“Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии”
Автор: Наталья Разахацкая

Давно подозревала, что развивающие игрушки в том виде, в каком они представлены сегодня, не нужны детям. И действительно, как только я начинала целенаправленно предлагать своим детям кубики Зайцева или карточки Глена Домана, понимала, что занимаюсь не совсем тем и не всегда вовремя. Недавно купила книгу, которая подтверждает опасения о том, что мир современных игрушек может привести совсем не к тем результатам, на которые мы рассчитываем…

Автор: Елена Смирнова и др.
Название:Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии.
Издательство: Москва, Ломоносовъ
Год издания: 2009
Количество страниц: 224
Переплет: мягкий

Книга написана авторским коллективом на основе психолого-педагогических исследований Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического института. Написана живым и лишенным многих психологических шаблонов и догм языком, поэтому будет интересна не только специалистам, но и обычным родителям.

Как вы думаете, какой главный результат детской игры? Развитие, забава, развлечение? Нет, желание стать взрослым. Ребенок хочет действовать правильно - как взрослый и под влиянием этого желания он действительно начинает действовать - так, как будто он взрослый. Это хорошо проявляется в ролевой игре: “Я - мама”, “Я - доктор” и т.п. Ребенок ищет и выделяет определенные черты характера данного человека, запоминает способ его поведения. Таким образом через игру дети учатся управлять своим поведением и контролировать его в соотвествиии с общепринятыми правилами. Согласитесь, что далеко не все взрослые умеют это делать. Не наигравшись в детстве, продолжают играть и в зрелом возрасте, например, в крутого дядю или тетю.

Исследователи решили выяснить, во что и как играют современные дошкольники. Наблюдения показали, что значительная часть детей (~40%) не играют, а лишь демонстрируют отдельные предметные действия, например, катают машинки, строят из лего и т.п. Около 60% играют в ролевые игры, но основанные на сюжетах из масс-медиа - изображают Барби, Человека-Паука, робота, персонажей телевизионных мыльных опер. Эти герои отличаются примитивностью и “бесчеловечностью”. Главное для них - быть первыми, победить, достать как можно больше денег, уметь хорошо драться. Сюжеты телесериалов вместо сюжетов из реальной жизни взрослых - вот что можно увидеть в современных детских играх. Давайте подумаем, к чему это может привести?..

Авторы также описывают основные мифы о развивающих игрушках. Например, что развивающие игрушки учат и развивают ребенка.

Приводится такая история из жизни. Пока Катенька спит, мама, забросив свои дела, старательно вырезает фигурки разного цвета и наклеивает их на плотный картон. Вчера она прочитала в детском журнале замечательную статью о раннем развитии ребенка. После сна годовалой Катеньке предстоит познать основы геометрии.

Катя просыпается и удивленно наблюдает за мамой - она сегодня такая радостная и оживленная. Мама приносит какие-то цветные бумажки, интересно бы их попробовать на зубок. “Вот это красный квадрат. Катя, покажи красный квадрат”, говорит мама. Катенька тянется ручками к фигуре и пытается затянуть к себе в рот. Мама пытается удержать дочку от уничтожения дидактического материала. Катенька понимает, что бороться с мамой бесполезно, отдает фигурки и ползет к своим любимым пирамидкам. Мама тяжело вздыхает и делает вывод: то ли авторы статьи перегнули палку, то ли у дочки нет способностей к математике.

На самом деле, пишут авторы, действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка и даже могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности.

В более старшем возрасте дети, слишком много занимавшиеся по развивающим игрушкам в раннем возрасте, оказываются менее творческими, менее уверенными в себе и тревожными, пишут авторы. Трехлетний ребенок, которого научили бегло читать, пока не понимает, что он читает, и это не связано с его собственным желанием читать, с любовью к книге. Став школьником, он вряд ли будет так же читать “запоем”.

Другой миф: развивающие игрушки обязательно должны быть высокотехнологичными. Если кукла, то очень похожая на настоящего малыша - с признаками пола, умеющая плакать, справлять естественные нужды и т.д. Кажется, это так круто, играть с таким пупсом, но фишка в том, что ребенку не нужно с ним играть, игрушка не требует ничего придумывать и задействовать свое воображение. Надо только нажать на определенное место и наблюдать, что сделает или скажет игрушка. Кажется, что ребенок управляет игрушкой, на самом деле игрушка навязывает ребенку однотипные действия и схемы поведения. О-о-очень интересно!

Вот почему игрушка за 100 долларов быстро оказывается на верхней полке, пишут авторы книги. Как только малыш запоминает основные команды, заложенные в игрушке, ему становится скучно. А вот какой-то невзрачный песик с плохо прорисованными чертами на пушистой мордочке может стать любимой игрушкой на долгие годы. Ребенка, в отличие от взрослого, не подкупишь компьтерными технологиями. И только в детском саду, видя роботоризированные игрушки у других детей, ваш малыш начинает требовать купить такое же чудо и ему, чтобы не отставать от друзей.

Еще одна уловка, на которую мы часто попадаемся, это миф о том, что игрушка должна быть работающей копией взрослого предмета, чтобы готовить ребенка ко взрослой жизни, а именно - прививать навыки работы с бытовыми и техническими приборами.

Например, кто не соблазниться купить своему ребенку миниатюрный работающий миксер или пылесос или “набор визажиста”. Но ребенку не нужно оттачивать какие-то полезные навыки из взрослой жизни. То, что получает ребенок за счет игры, значительно важнее и значительнее для него - он постигает смысл человеческой деятельности и отношения между людьми.

Специфические предметы ему нужны лишь как атрибуты, помогающие войти в роль, они не должны перетягивать на себя внимание и отвлекать от роли человека. Поэтому лучше всего здесь подходят условные обозначения предметов. В руках ребенка любая любая палочка может стать и билетиком на поезд, и ложкой, и саблей. В этом и проявляется буйство фантазии и свободное творчество маленького ребенка.

Цитата из книги:
“Сначала ребенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя свой личный смысл, и лишь затем он способен овладевать техническими приемами и конкретными умениями. Как часто, мы взрослые, нарушаем этот закон психического развития, пытаясь научить малыша тому, что не имеет для него никакого смысла, никакой привлекательности”.

Добрая половина книги посвящена правильному с психологической точки зрения выбору игрушки. И будьте уверены, авторы не сводят наш выбор лишь к деревянным солдатикам и тряпичным куклам. Точно также они не рекламируют никакие бренды. И до чего дошли ведь - помогают современным родителям вспомнить старые-добрые игры с детства и обучить этому вашего малыша: игры с пальчиками и ладошками, игры в маленькой компании, игры пешеходов и т.д.

В общем, советую почитать эту книгу на досуге, тем более, что формат и объем ее сравнительно небольшой.


Tags: Игры и игрушки, Магазин, Психология, Развитие, Что читать
Subscribe
promo baby_secret_net июль 14, 2012 10:39 17
Buy for 300 tokens
Каталог постов в сообществе Если у вас есть пожелания - пишите комментарии :) ВОСПИТАНИЕ Истерики Если дело дошло до истерик, Что можно сделать с истерикой, Помощь при истерике, И снова о детских истериках, Про истерики и отвержение мамы, Как разговаривать с маленьким ребенком:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments