spectator (tatiana_ch) wrote in baby_secret_net,
spectator
tatiana_ch
baby_secret_net

Categories:

Психолог в детском саду

[info]tehhi_karamir пишет здесь - http://tehhi-karamir.livejournal.com/290870.html

Вопрос ответ: Психолог в детском саду.

Задали вопрос о том, что это такое, каковы функции психолога в детском саду и для чего он там нужен. Не знаю насколько полезен будет этот текст, ответила как могла =)

Как гласят уставы, основная цель введения психолога в детский сад (и школу) – обеспечение психического здоровья детей. Если такая штатная единица введена, то психолог в детском саду должен:
- осуществлять диагностику психического развития
- реализовывать развитие детей сообразно их возрасту и индивидуальным особенностям
- создавать благоприятную психологическую обстановку в саду
- оказывать своевременную психологическую помощь детям, родителям и воспитателям\педагогам
- вести просветительскую деятельность с коллективом сотрудников и родителями

В разных учреждениях эти задачи реализованы по разному.

Почти везде через одно, широко известное всем место. С одной стороны из-за костной и бюрократизированной системы организации этой деятельности, сопротивления которое молодые профессионалы встречают в коллективе, не соизмеримости объёма работы и времени в сутках. С другой стороны из-за квалификации самих специалистов. И тут может меня начнут бить тапками, но у меня есть чёткое, сформированное многолетним опытом и здравым смыслом предубеждение относительно психологов в муниципальных дет садах и школах. Ибо зарплата такая, что хочется рыдать когда смотришь на объявление, объём работы огромный, большую часть из неё составляет рутинная, однообразная деятельность, не имеющая отношения к живой работе с ребенком или родителем, уровень контроля от вышестоящих инстанций огромен. Все эти соотношения таковы, что ни морально, ни материально не компенсируют труд. В работе детского психолога в саду почти нет психологии, у учителя, у которого такая же з\п у него хотя бы учительство есть, у врача – врачевание. У психолога в ГДОУ психологии почти нет, так что и с профессиональной самореализацией тоже швах. По этому тот кого мы с вами называем «хороший психолог», в детском саду не работает. Нет, чисто теоретически может по каким-то причинам и работает, например, занимается научной деятельностью и для статистической работы со своими теориями ему нужны группы детей. Я даже одного такого знаю. Правда не лично, мне рассказывали…
Или молодой талантливый специалист, «со взором горящим»… но такой уйдёт через год, если талантливый. Потому что взор горящий тухнет и жухнет когда упирается в кучу отчётов, ограничений, неприятия со стороны коллектива, родителей, не возможность прямого контакта с детьми в необходимом для качественной работы объёме.
Есть и другой вариант, когда услуги психолога в саду частично платные, как в нашем садике, например – есть дополнительная оброзавательно-психологическая программа, на которую родители добровольно соглашаются или нет, её ведёт логопед и психолог, за отдельные не маленькие деньги. Однако всю остальную, обязательную, а не дополнительную, работу психолога никто не отменял, эта программа только даёт небольшой бонус к материальной компенсации труда и большой дополнительный объём обязанностей. Благодаря этому логопед в нашем садике неплохой. А вот психолога уже второй год нету – не идёт никто. Но чисто теоретически на таких условиях в сад всё-таки можно заманить вменяемого специалиста.

Но в целом, рассчитывать на квалифицированного дет садовского психолога, не смотря на красиво расписанные в уставах обязанности, я бы не советовала. Хотя всё это нужные и полезные для детей, родителей и педагогов обязанности и было бы здорово если б они реализовывались.

Если говорить о реальности, что обычно можно получить от этого специалиста в садике? Средняя температура по больнице, так сказать:
Можно получить достаточно адекватную оценку текущего развития ребенка.
Можно получить рекомендации общего характера по тем или иным ситуациям связанным с ребенком.
Индевидуальную психотерапию штатный психолог не проводит (точнее это не входит в обязанности), только текущую работу по конкретным ситуациям и психологическое сопровождение.

У психолога в детском саду есть часы приёма, и так же обычно есть часы в расписании выделенные под работу с родителями и детьми, т.е. на эти часы вы можете записаться. В это время вы можете задать психологу вопросы не только о поведении и псих.состоянии ребенка в группе, но и о каких-то волнующих вас моментах вне детского сада – о поведении с горшком, о ночном сне, отношениях с бабушкой и т.п. Можете посоветоваться на счёт литературы по каким-то вопросам.

По вашему запросу или жалобе на какие-то проблемы вашего ребенка проявляющиеся в саду психолог должен провести диагностическую и, в случае надобности, коррекционную работу с ребенком, группой или воспитателем. То есть обратившись к психологу и описав проблему вы можете (да и должны) спросить в течении какого времени вам ожидать реакции, когда подойти за разъяснениями, рекомендациями… по сути за отчётом о проделанной работе в отношении вашего ребенка, только вашего (!)

В целом чем лучше психолог в вашем саду, тем более полноценную работы с ним вы можете вести.

В вопросах этики по части конфиденциальности работы психолог-клиент в учреждениях обычно есть большие проблемы. Увы, но факт. В норме о проблемах вашего ребенка психолог может говорить только с вами, даже не с воспитателем. Воспитателю, педагогу психолог должен давать конкретные рекомендации с необходимыми комментариями, без обсуждения конкретных причин и проблем. «У Вани сейчас стрессовый период, он может капризничать больше обычного ему потребуется более чуткое внимание, а не дисциплинарные меры. Мы работаем над этим и рассчитываем что недели через 2-3 его состояние придёт в норму, но пока пожалуйста примите во внимание эти особые обстоятельства.» - вот что должен сказать психолог воспитателю. Но скорее всего он скажет «Ванины мама с папой разводятся, папа ушел со скандалом, мама неделю рыдает, мальчик в стрессе, дома истерит, плохо спит, так что вы с ним в группе повнимательнее, ему сейчас надо больше ласки».
И тут проблема опять так двусторонняя – с одной стороны у специалистов в учреждениях зачастую весьма размытые представления об этике конфиденциальности, а с другой педагоги за частую не очень то нацелены прислушиваться к своему же штатному психологу и что бы МарьПетровна правда более чутко отнеслась к Ване ей надо объяснить с чего бы.

Так что общаясь с психологом в учебном или дошкольном заведении вам надо держать этот аспект в уме и либо сразу чётко обозначить рамки конфиденциальности либо не говорить с психологом о том, чего бы вы не хотели донести до сведения воспитателей и педагогов.
А так же родителям надо понимать, что психолог будет с вами говорить только о вашем ребенке. Не редки ситуации, когда родители требуют отчёта о других детях и их родителях.

Если в вашем садике проводятся какие-то исследования, тесты, результаты их должны быть доступны вам в полном объёме (кстати, кто не читал, в прошлом году писала забавное о рисуночных тестах). Вы имеете право получить копии всех материалов, так же как и в отношении медицинских документов. Так же вы имеете право отказаться от любых опросов и исследований, но вам следует отдельно об этом сообщать методисту и психологу, т.к. если исследование входит в базовую программу вас не будут отдельно переспрашивать перед каждым тестом.
Отказаться от базовых услуг штатного психолога полностью вы не можете, только опционально по каким-то отдельным пунктам, которые касаются только вашего ребенка, а не всей группы в целом.

Отдельно, увы, необходимо заметить, что психолог может порекомендовать вам и вашему ребенку обращение к специалистам, коррекционные группы, обследования у невролога или психиатра, но не может заставить вас это делать и, что важно, не имеет права разглашать эту информацию даже воспитателю, а тем более другим родителям, заведующей, методисту, педагогам. Однако, опять таки, увы, необходимо добавить – родителям не стоит с ходу отметать такие рекомендации. К сожалению, родители склонны активно не замечать проблемы своего ребенка до тех пор, пока не станет уже поздно. По этому если специалист в саду обратил ваше внимание на какую-то проблему и порекомендовал обратиться за диагностикой, не спешите отметать эту мысль, подумайте, посоветуйтесь с близкими.





Tags: Детский сад, Психология
Subscribe
promo baby_secret_net july 14, 2012 10:39 17
Buy for 300 tokens
Каталог постов в сообществе Если у вас есть пожелания - пишите комментарии :) ВОСПИТАНИЕ Истерики Если дело дошло до истерик, Что можно сделать с истерикой, Помощь при истерике, И снова о детских истериках, Про истерики и отвержение мамы, Как разговаривать с маленьким ребенком:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments