lucky_mur (lucky_mur) wrote in baby_secret_net,
lucky_mur
lucky_mur
baby_secret_net

Category:

Как выбрать правильную игрушку для ребенка?

Как не потеряться в красочном мире современных книг и игрушек, развивающих методик и программ, нам расскажет
профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института Российской Академии Образования, научный руководитель УМЦ "Игры и игрушки" факультета Психологии образования МГППУ, сотрудник Психологической консультации МГППУ - Смирнова Е.О.

Воспитание ребёнка всегда происходит в определённой социокультурной ситуации, в рамках повседневной жизни,  среди предметов, которые производят и выбирают для детей взрослые.  К этим предметам, прежде всего, относятся игрушки, книжки, фильмы для детей.

Парадокс социокультурной ситуации развития  современных детей заключается в противоречии между возрастающей значимостью детства и полным игнорированием специфики детского возраста. Высокая значимость детства выражается, прежде всего, в повышенном внимании к детям и чрезвычайно высокой потребительской привлекательности детской и родительской аудитории. 

Огромные корпорации специализируются на производстве товаров для детей («Империя детства»,  «Мир детства», «Детский мир», «Планета детства» и пр.). Ассортимент товаров и услуг для детей растёт быстрее, чем другие сегменты рынка. Вместе с тем производство этих товаров, как правило, не ориентировано на возрастные особенности детей. Подавляющее большинство из них (в особенности информационных) абсолютно не соответствуют возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста  и  полностью игнорируют специфику детства. 
 

Стремительно опускаются границы возрастных требований к различным способностям и умениям детей. Наш анализ  показал, что производители детских книжек, игрушек, мультфильмов крайне небрежно относятся к специфике того возраста, для которого адресована их продукция. В большинстве своём она не рассчитана на детей до 6-7 лет. Найти куклу, изображающую ребёнка, с которой дошкольник мог бы отображать свой собственный опыт, практически невозможно, в то время как полки магазинов переполнены взрослыми разукрашенными красавицами (Барби, Брац, Синди и пр.). Фильмы для дошкольников по своей форме и содержанию не рассчитаны на детское восприятие: слишком быстрый темп, мелькание  несвязанных кадров, перегруженность экзотичными эффектами, невнятность и отрывочность речи персонажей не позволяет ребёнку понять,  осмыслить и пережить содержание фильма, а без этого просмотр превращается в бессмысленное и даже вредное времяпрепровождение.  Многие современные книжки написаны не для детей и не соответствуют интересам и возможностям понимания дошкольников.

Ярким примером нарушения возрастных возможностей детей является серия развивающих видеофильмов для младенцев. Её авторы утверждают, что их фильмы способствует речевому развитию ребенка,  развитию воображения и образного мышления. Но при этом игнорируется тот очевидный факт, что говорить, воображать и образно мыслить младенцы в 3-4 месяца ещё не готовы. С научной (психологической и педагогической) точки зрения такая продукция не выдерживает никакой критики, вместе с тем её популярность быстро возрастает. Популяризация подобной продукции деформируют сознание родителей и блокируют традиционные и действительно развивающие формы активности ребёнка. 

Искусственное «овзросление» отчётливо проявляется в увлечении ранним обучением. Начиная с первых месяцев жизни ребёнка родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше  развивать своего ребёнка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у малышей, внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, при чём всё это очень быстро и очень рано. Об этом, в частности свидетельствуют сами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пелёнок», «Энциклопедические знания с пелёнок» и пр. В большинстве своём эти обещания не имеют ничего общего с реальностью.  Законы детского развития, как и законы природы, не меняются от желания родителей ускорить его темпы. Развитие ребёнка происходит не в запоминании информации, а в разных видах детской деятельности, к которым, прежде всего, относится игра. Но для игры нужны игрушки. И здесь, выбирая игрушку, мы опять сталкиваемся  с непониманием специфики детства и сути игры.

Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только перестали быть средством игры, но и препятствуют развитию игровой деятельности.

Значительное число игрушек несут агрессивный заряд, искажающий образ человека. Магазины игрушек заполняют роботы, люди-пауки, трансформеры, биониклы и пр. Многие игры предполагают расчленение человеческого тела и манипуляции с его органами (например, нужно пинцетом извлечь из спящего человека его внутренности, или собрать себе друга по косточкам).  Некоторые игровые наборы имеют откровенно жестокий, агрессивный характер («Убей террориста», «Кровавый убийца» и др.) С прилавков на нас смотрят всевозможные уродцы, дети с лицом  старцев, кричащиё, страдающие, болезненные человечки.  А ведь именно эти игрушки формируют у маленького ребёнка образ человека!

Многие современные игрушки являются буквально действующими копиями реальных предметов (работающие миксеры, утюги, микроволновые печки и пр.). Они перетягивают на себя всё внимание ребёнка и уже не требуют никакого замысла. В строгом смысле эти вещи уже являются не игрушками, т.е. условными обозначениями предметов, а реальными предметами или тренажёрами для отработки навыков.

Нарастающая автоматизация образных игрушек (куклы-роботы, или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами) ведёт к тому, что игрушка всё более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Конкретные, детализированные копии не стимулируют детей к игре, а очень быстро вызывают пресыщение. Ребёнок начинает требовать все новые и новые игрушки, но в них не играет. Играть с такими игрушками совсем не обязательно, нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребёнок как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями. Детская игра превращается в манипулирование и сводится к использованию возможностей технически оснащённых игрушек.  Пристальное внимание к техническому оснащению детской деятельности сочетается с полной неопределённостью или даже утратой  её смысловых ориентиров.  Всё это ведёт к вытеснению дошкольных видов деятельности, в которых происходит действительное развитие психики и личности ребёнка.

Все обозначенные тенденции являются результатом игнорирования возрастной специфики детей, и шире – отсутствие соответствующей психолого-педагогической базы у создателей детской субкультуры. Производители товаров для детей не задумываются о законах развития ребёнка и о реальных потребностях своей целевой аудитории. Их коммерческие цели весьма далеки от задачи полноценного развития личности ребёнка.

И всё же хорошие игрушки у нас есть – и отечественные, и импортные. Но они порой незаметны среди огромного количества ярких и технологичных изделий игрушечной промышленности. Задача психологов – выделить их, сделать заметными, рекомендовать именно их, потому что это действительно хорошие, развивающие игрушки. Естественно возникает вопрос: что мы называем хорошими развивающими игрушками?  Существует мнение, что хороши только экологически чистые, деревянные игрушки. Это не совсем так: они могут быть и пластиковыми, и картонными, и тряпичными, и резиновыми. Ещё одно распространенное представление, что развивающими являются те игрушки, которые обучают.  Но это глубокое заблуждение. Ребёнок развивается не тогда, когда он запоминает  готовые знания, а когда творит, ищет решение, пробует что-то сделать сам.  Словом развивающими делает игрушки  та деятельность, которую с ними можно осуществлять.  Это и есть главный критерий отбора лучших игрушек.  

Именно такие игрушки мы отбираем и  присваиваем им свой знак качества «Детские психологи рекомендуют».  Ориентируясь на этот знак, родители могут выбрать действительные лучшие игрушки. В прошлом году мы  представили  50 таких игрушек в своём каталоге «Лучшие игрушки». Мы планируем сделать публикацию таких каталогов ежегодной. В настоящее время мы расширяем сферу своей деятельности и распространяем её психолого-педагогическую экспертизу  печатных изданий и фильмов  для детей. Мы надеемся, что это поможет родителям выбрать действительно лучшие предметы и организовать развивающую информационную среду для своих детей.

Статья предоставлена Центром Игры и Игрушки.



Если интересна эта тема, могу вести учет "одобренных" игрушек :)
Интересно?
Tags: Игры и игрушки, Магазин, Психология, Развитие
Subscribe
promo baby_secret_net july 14, 2012 10:39 17
Buy for 300 tokens
Каталог постов в сообществе Если у вас есть пожелания - пишите комментарии :) ВОСПИТАНИЕ Истерики Если дело дошло до истерик, Что можно сделать с истерикой, Помощь при истерике, И снова о детских истериках, Про истерики и отвержение мамы, Как разговаривать с маленьким ребенком:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments